Сделай фото к празднику! Часовая фотосессия за 1990 руб.

Вы получите 5-10 обработанных фотографий в высоком разрешении.

Дополнительно можно заказать: мейкап, одежда и аксессуары.

Запись по телефону: 255-12-21

Маскировка под зеленых. Кому это выгодно?

На полках магазинов множество продуктов с маркировками «эко» и «био», которые успешно создают мнимое впечатление об экологичности бренда. Далеко не всегда эти обозначения соответствуют действительности. Т&Р и экоблогер Анастасия Чижевская рассказывают, что такое гринвошинг, и объясняют, как распознать настоящие экологичные продукты.
 
Когда экологичность стала входить в моду, производители поняли, что «зеленые» продукты лучше продаются. Маркетологи стали этим спекулировать, и на полках появились «экологичные лампочки», «экологичные мешки для пылесосов» и «экологичная туалетная бумага». Очень часто это лишь громкие слова, и на деле продукт оказывается вовсе не экологичным, а иногда даже наоборот — более вредным для окружающей среды, чем его аналоги.
 
Например, я встречала «экологичную» туалетную бумагу, сделанную на 100% из первичной целлюлозы. Это гринвошинг. Бумагу из первичной целлюлозы нельзя считать экологичной, потому что сырьем для нее послужила древесина, то есть вырубленный лес. Многие производители оправдываются тем, что лес — это восполняемый ресурс. Однако далеко не все из них инвестируют в восстановление. К тому же у вырубки лесов есть сразу ряд негативных эффектов. Например, сокращается биоразнообразие, так как животные лишаются своих привычных мест обитания, а также растет вклад в изменение климата, поскольку в атмосферу выделяется больше CO2, ранее находившегося в биомассе леса. Поэтому рациональнее и экологичнее производить туалетную бумагу из вторсырья, так как технологии это позволяют. В магазинах широко представлена туалетная бумага из вторичной целлюлозы, то есть из переработанной макулатуры. Экологический след такой бумаги ниже, потому что она сделана из вторичных ресурсов, что обычно указывается в составе.
 
Экотовары

Почему с первого взгляда вычислить гринвошинг сложно?

Есть несколько причин, почему я считаю Artoniania гринвошингом. Если помните определение гринвошинга, так называют поведение компаний, которые объявляют свой продукт экологичным без оснований. Так вот, до сих пор представители Artoniania не смогли предоставить мне ни одного экологического сертификата, выданного независимым сертифицирующим органом. Вместо них присылали сертификаты соответствия, которые не имеют никакого отношения к экологичности. Это принципиально разные вещи.
 
Впрочем, в этом нет ничего необычного. Такое случается сплошь и рядом, поскольку в России никто не контролирует использование приставки эко-. Достаточно зайти в любой супермаркет, чтобы в этом убедиться. И я бы могла просто пройти мимо, если бы случайно не обнаружила экомаркировку «Голубой ангел» на тех самых товарах, которые я покупаю регулярно.
 
Прислушавшись к своей интуиции, я решила проверить правомерность использования маркировки. Поскольку «Голубой ангел» входит во Всемирную ассоциацию экомаркировки (GEN), как и наш «Листок жизни», я очень быстро получила подтверждение, что компания Artoniania не сертифицирована по стандарту «Голубого ангела», а значит Artoniania использует маркировку незаконно.
 
Одновременно с этим в моём распоряжении оказался скриншот ответа от представителя компании распространителю, который по моей просьбе сделал запрос по поводу маркировки. Как следует из этого ответа, сертификат «Голубой ангел» есть у компании, которая делает УПАКОВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. Правда это или нет — я не знаю, но даже если правда, даже если производитель упаковки сертифицирован по стандарту «Голубой ангел», это не даёт Artoniania права размещать экомаркировку на упаковке.
 
Дело в том, что стандарт «Голубой ангел» предполагает оценку всего жизненного цикла продукта, это значит, что сам продукт (в этом случае салфетки) тоже должен быть сертифицирован. Разъяснения об этом есть на сайте сертифицирующего органа, где чётко прописаны правила использования знака.
Гринвошинг или забота об экологии?

На что обращать внимание при поиске товаров?

  1. Пометки «эко» и «био»
  2. Использование зеленого цвета
  3. Использование несуществующих экосертификатов
  4. Псевдоэкологичная упаковка
Что же получается? А получается, что Artoniania вводит потребителя в заблуждение, размещая маркировку «Голубого ангела» на упаковке, поскольку позволяет предположить, что сертифицирована сама продукция, а не упаковка.
 
Кроме того, компания, которая имеет право использовать маркировку «Голубой ангел», не должна «передавать» её какой-то другой компании — за такое можно лишиться маркировки.
 
Я обратилась за комментарием к Экологическому союзу — сертифицирующему органу, которому принадлежит экомаркировка «Листок жизни»:
 
«Экомаркировка I типа («Голубой ангел», «Листок жизни», «Северный лебедь» и другие) подразумевает проверку продуктов на базе анализа жизненного цикла: сырьё, производство, упаковка, транспортировка, хранение, эксплуатация, утилизация. Компания имеет право наносить экомаркировку на упаковку своего товара только после успешного прохождения комплексной проверки — сертификации, выдачи сертификата и разрешения на применение знака.
 
Если зайти на официальный сайт органа по сертификации и изучить информацию, мы увидим, что в реестре сертифицированной по стандарту на текстиль продукции упомянутые выше салфетки не значатся. Если в поиск по сайту вбить название производителя, указанное на упаковке, вы увидите, что такой компании в реестре нет. А значит, экомаркировка на продукции Artoniania — гринвошинг.
 
Экологический союз сообщил о факте неправомерного использования экомаркировки в немецкий орган по сертификации, в отношении компании будут приняты меры.
 
По фактам подозрения на неправомерное использование экомаркировок-членов Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN) просим потребителей проявлять бдительность и запрашивать подтверждающую информацию у производителей, а также направлять информацию в Экологический союз по адресу mail@ecounion.ru».